ВОПРОС: Кто такие дети с ОВЗ? Какие заболевания дают основания получить статус ОВЗ?
ОТВЕТ: Понятие "обучающийся с ОВЗ" - психолого-педагогический термин, он не всегда напрямую связан с наличием какого-либо заболевания у ребёнка. Он говорит о том, что возможности к обучению у ребёнка затруднены вследствие проблем в физическом, психологическом или интеллектуальном развитии - тяжелых нарушений речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, расстройств эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных нарушений. Такие дети нуждаются в особой помощи и поддержке в системе образования - специальных условиях для получения образования.
Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения наличия какого-либо диагноза, ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии.
ВОПРОС: Могут ли отказать в приёме в обычную школу или отчислить из школы, если у ребёнка есть заключение ПМПК?
ОТВЕТ: Ребёнку может быть отказано в приёме в школу на принципах равных условий только при отсутствии свободных мест в соответствии с п.4 ст. 67 ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Если в образовательной организации по месту жительства мест нет, необходимо обратиться в управление образования своего района для направления в другую образовательную организацию. Заключение ПМПК не является основанием для отказа в обучении. Отчисление из образовательной организации осуществляется только по личному заявлению родителей (законных представителей).
В соответствии ч.3 ст.55 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» определяет особый порядок приёма детей на обучение по АООП - только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
ВОПРОС: Каковы мои действия как родителя после получения заключения ПМПК на ребенка, где ему прописаны специальные условия получения образования?
ОТВЕТ: a) Родители/законные представители передают в образовательную организацию заключение ПМПК и пишут заявление на имя руководителя образовательной организации о согласии на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и необходимости создания специальных условий получения образования. Если есть, прикладываются также копии справки об инвалидности и копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации.
b) После получения от родителей/законных представителей письменного согласия на комплексное обследование ребенка, проводится психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк), где уточняются и конкретизируются рекомендации ПМПК для ребенка.
Родители/законные представители имеют право присутствовать на ППк при обсуждении вопросов, касающихся их ребенка, но могут ознакомиться с решением консилиума и в заочной форме. Протокол или решение ППк подписывается родителями/законными представителями.
c) После психолого-педагогического консилиума образовательная организация разрабатывает рекомендованную обучающемуся АООП (если она еще не была на тот момент разработана в школе), создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.
ВОПРОС: Если ребенок начал обучаться в школе только в 9 лет по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, то его в 18 лет отчислят из школы?
ОТВЕТ: Нет, обучающийся с интеллектуальными нарушениями имеет право закончить обучение по АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями несмотря на то, какой у него возраст.
ВОПРОС: Ребенку, обучающемуся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью нужны какие-то особые учебники?
ОТВЕТ: Обучение по АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) должно быть организовано с использованием специальных учебников.
Во ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что учет особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся; подбора специального учебного и дидактического материала. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи.
При реализации варианта 2, как показано в этом же документе, необходим специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79, п.11) специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература предоставляются таким обучающимся бесплатно.
ВОПРОС: Как можно перевести ребенка с ОВЗ на обучение на дому?
ОТВЕТ: Инициировать перевод обучающегося на обучение на дому может только врач. Для этого в том медицинском учреждении, где наблюдается ребенок, нужно получить справку, что ему рекомендована эта форма обучения (врач при этом руководствуется утвержденным списком заболеваний).
Полученное заключение необходимо принести в школу, написать соответствующее заявление на имя руководителя, и уже по приказу руководителя вашего ребенка переведут на обучение на дому.
ВОПРОС: Какой документ получит ребенок, если он будет обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями?
ОТВЕТ: Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 60, п.13) лицам с различными формами интеллектуальных нарушений, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
ВОПРОС: Какие итоговые экзамены сдают те школьники, которые учатся по АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями?
ОТВЕТ: Основные требования к итоговой аттестации прописаны в приложении к ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Содержание и процедуру проведения итоговой аттестации образовательная организация разрабатывает самостоятельно.
Итоговую аттестацию обучающихся по варианту 1 образовательная организация проводит в форме двух испытаний:
• первое — предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
• второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет».
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП по варианту 2 также осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения АООП должно быть достижение результатов освоения программы последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся. Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Оценивание осуществляет экспертная группа, состоящая из представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.
ВОПРОС: Где могут продолжить обучение выпускники коррекционных школ с умственной отсталостью?
ОТВЕТ: Свидетельство, получаемое лицами с различными формами интеллектуальных нарушений, обучавшимися по адаптированным основным общеобразовательным программам, дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения.
Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами интеллектуальных нарушений) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
Выбор программы профессионального обучения для конкретного обучающегося будет зависеть от ряда факторов: его интересов, способностей, состояния здоровья, актуального перечня профессий, должностей служащих с учетом потребности в рабочих кадрах в субъекте Российской Федерации и др.
Более подробная информация содержится в «Письме Министерства просвещения России от 11.02.2019 N 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами интеллектуальных нарушений».